Система подготовки учащихся к устному собеседованию в 9 классе
В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Как известно, в устном собеседовании четыре задания:
1. Выразительное чтение прозаического текста.
2. Пересказ с включением цитаты.
3. Создание монолога по заданной теме.
4. Участие в диалоге.
На первый взгляд кажется, что задания несложные и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Поэтому в школе ведется целенаправленная каждодневная работа в этом направлении.
Мы с учащимися завели отдельные тетради для подготовки к устному собеседованию. Итак, задание 1– выразительное чтение вслух небольшого текста.
Периодически повторяем признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция.
Формы подготовки к чтению:
- четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп,
- проведение пятиминуток «выразительное чтение»,
- чтение по цепочке,
- выработка умения слушать друг друга и оценивать качество чтения.
Регулярно выполняем упражнение для усвоения норм культуры произношения, т. е. орфоэпическую «зарядку», куда можно включать несколько «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, газопровод и др. Каждый ученик произносит слово, словосочетание, предложение, помечает ударения. Такая тренировка позволяет комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки.
Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
В задании 2итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Пересказ– это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:
1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема).
2) учимся делать записи и пользоваться ими во время подготовки к пересказу, выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.
После прочтения текста вслух у ученика есть 2 минуты на подготовку пересказа. Их лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Это должно быть уместно и логично.
Обязательно повторяем два основных способа цитирования:
1)Прямая речь– дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.
2)Косвенная речь– это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, уметь вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка уделяем особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения.
Учимся давать полные ответы на вопросы задания 4. Работаем и в группах, и в парах, и индивидуально, создаем тексты всем классом.
Надеюсь, успешно пройдем это испытание вместе!
Учитель русского языка и литературы Воробьева В.М.КО