Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правописание безударных падежных окончаний

имен существительных 1, 2 и 3-го склонения

III класс



Цели: совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе; развивать орфографическую зоркость; применять знания на практике; самостоятельно и в группе выполнять различные задания; формировать навыки коммуникации.

Оборудование: конверты с заданиями(для каждой группы); макет «Ромашка» на доске; презентация к уроку; компьютер; учебник «Русский язык»

Ход урока

1.  Организационный момент.

  Начинаю я урок.

  Он пойдет ребятам впрок.

  Постарайтесь все понять,

  Чтобы грамотно писать.

-Какова цель уроков русского языка?

2.Постановка задач урока.

 - Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Слайд «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе»

 - Это не первый урок на эту тему. Попробуйте определить учебные задачи урока. Проверьте себя по слайду.

Слайд.

Задачи: повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме; закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.

3. Разминка.

 - Вспомним опорные знания по этой теме. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кто вызван к доске, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

Что, называется именем существительным?

Как изменяется имя существительно?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

Как проверить безударное окончание имен существительных?

4. Повторение алгоритма.

 - Повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных.

 Обобщение после ответов учащихся.

Слайд «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных».

Содержание слайда

По опорным словам

1-е склонение-весна, земля

2-е склонение-сон, колесо

3-е склонение-рожь

По таблице окончаний

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Р.

-Ы, -И

-А, -Я

Д.

-У, -Ю

П.

 

5. Работа в группах

1) –Мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать вы будете в группах. Вспомните, какие правила во время работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы.         Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях.

Задания

1-я группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к(речка), на(верхушка), с(обложка), без(радость), в(тетрадь), о(бабушка), в(деревня)

2-я группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонения и падеж существительных.

играл на дудочк.., подошел к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шел рощ..й, прелестное дитя

3-я группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставте окончания, укажите падеж.

на ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черемух.., на западе пустын…

2) Проверка (с помощью слайдов).

6. Продолжение работы в группах.

1) На слайде дано предложение:

На верхушк.. старой сосн.. дятел долбит клюв.. шишк…

1-я группа. Спишите, вставьте окончания, объясните их.

2-я группа. Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены предложения.

3-я группа. Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

2) Проверка с помощью слайдов.

3) Подведение итогов: ответ на вопрос «Какие падежные окончания пишутся у существительных 1, 2, 3-го склонения?».

7. Самоконтроль - выполнение заданий теста.

1) Проверим себя, насколько вы готовы к контрольному диктанту. Для этого выполним тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Каждый будет работать индивидуально. Ваша задача-найти правильные ответы и поставить около нах знак «+».

Тест.

1. Найти словосочетание с ошибкой.

  • oмечтать о собаке
  • oехать на машине
  • o найти в коробки
  • o слова из песни

2. Найти словосочетание с пропущенной буквой о.

  • oпшениц..й
  • oзайц..м
  • oкуриц..й
  • oнож..м

 3. Найдите слово с пропущенной буквой и.

  • oгусен..ца
  • oбрат..ц
  • oпал..ц
  • oстар..ц

 4.Найдите слово с раздельным написанием

  • o на(певать)
  • oу(летать)
  • o(на)берегу
  • o не(жный)

 5. Найдите слово, где в приставке пишется буква о.

  • oн..летать
  • oп..бежать
  • oз..крыть
  • oн..дрезать

2) Проверка по слайду.

- Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, определите причину своих ошибок и оцените свою работу по следующим критериям: 0 ошибок-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3, больше 2 ошибок-2.

8. Итог урока.

 - Вспомните, какие задачи ставились на уроке. (Слайд с задачами урока.)

Достиг ли наш урок желаемых результатов?

9. Рефлексия.

 - Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого выполнить карточку, лежащую в конверте №3.

 

Отчет учен__

_____________________ (фамилия, имя)

о работе на уроке русского языка

__________ (дата)

Я работал(а) с _____________ настроением.

Я __ доволен собой.

Я испытываю затруднения, когда (в чем) ____________.

Я работал (нужное подчеркнуть): активно и не допускал ошибок,

не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.

 

Несколько человек читают свои ответы, учитель оценивает работу класса и отдельно учащихся.

 - Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (этим ученикам можно ставить 5.)

 Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает 4, а те, кто работал мало и допускал много ошибок,-3.

10. Домашнее задание.

 - Дома вы еще раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имен существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Урок русского языка

Михайлова Т.М.