Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Три эпохи Марка Шагала


15 декабря учащиеся 9-10 классов посетили Тверской городской музейно-выставочный центр, чтобы познакомиться с творчеством русского и французского художника еврейского происхождения Марка Шагала.

«Три эпохи Марка Шагала» – это ретроспектива ключевых моментов в творчестве Шагала как графика. «Мёртвые души» по мотивам произведения Н.В. Гоголя – самое начало пути, первое сотрудничество с Амбруазом Волларом, известнейшим издателем и маршалом. Именно он, во многом, определил будущую популярность художника в европейском сообществе. Зрелый период расцвета творчества подарил яркие и лиричные иллюстраций к Библии. А подготовка работ к литературному произведению такой знаковой политической фигуры, как Андре Мальро – своего рода признание бесспорной величины Шагала со стороны Франции, ревностно относящейся к своему культурному наследию.
В то же время, на экспозиции представлено творческое путешествие автора над человеческим миром в различные времена становления. Трогательные и мистичные работы из серии «Библия» – религиозная основа, мир у его истоков, то, что уже два тысячелетия формирует мышление значительной части человечества. Прошлое России, которое никак не отпустит настоящее: серия «Мертвые души» является ярким примером грусти и нежности художника по отношению к родине. А современный для Шагала ХХ век менял жизнь человечества техническим прогрессом и войнами – и эта эпоха вошла в его творчество через повествование Андре Мальро.
Выставка включает в себя подлинники произведений искусства, находящиеся в собственности галереи и Павла Анатольевича Башмакова, а также известнейшего российского коллекционера Марка Ивановича Башмаков, на основе собрания которого регулярно проводятся выставки в главном музее страны – Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
В первом зале представлены произведения по поэме Н.В.Гоголя. «Мёртвые души», в широком смысле, открыла миру Марка Шагала как графика. Поэтому одна из первых серий работ была посвящена повести Гоголя. Мне ближе версия интерпретации идеи этой серии как желания показать город N, – рассказывает коллекционер и ценитель искусства Павел Башмаков.
Действительно, если так подумать, то все карикатурные фигуры жителей уездного города, которые продают Чичикову мёртвые души, выглядят пародией на человека. Что и подчеркнул в офортах художник, созданных в 20-е годы ХХ века.
Надо сказать, что и сам Марка Шагал, был из своеобразного города N, Лиозно Витебской губернии. Волею судеб ему удалось эмигрировать во Францию. Потому что революция в России не сулила прямой дороги для авангардных живописцев.
Отметим, что офорты и литографии считаются сложными техниками, вернее, очень трудозатратными. В обоих случаях рисунок переносится на поверхность с помощью печати. В первом случае глубокая печать, во втором – с плоской поверхности.
Во второй части экспозиции «И на земле…» (1977) представлены 15 работ, иллюстрирующих произведения известного французского писателя Андре Мальро. На тот момент он был министром культуры Франции, идеологом голлизма (от фамилии президента Шарля де Голля. – Ред.).
Воспоминания о периоде гражданской войны в Испании Андре Мальро легли в основу статей, которые и проиллюстрировал Марк Шагал.
На этих офортах сцены военной жизнью перемежаются с мирной. Также здесь создатель использует знаменитый свой приём – изображение парящих людей. Так сказать, парят вопреки всему происходящему.
Особенно символично смотрятся две работы, которые будто перекликаются – на одной в воздухе находятся самолёты, на другой – голуби. «И на земле…» – единственные работы живописца и графика, которые посвящены войне.
В третьем зале расположились самые яркие работы художника – литографии из серии «Библия» (1956-1960) и «За зеркалом» (1946-1982). Как отметил Павел Башмаков, серия библейских работ была создана на пике популярности и творческих сил художника. Для того, чтобы написать свою, художественную «Библию», Марк Шагал посещал Палестину (тогда ещё государства Израиль не существовало).
Это, к слову, был первый опыт работы Марка Захаровича с цветом. До этого были только чёрно-белые офорты. Поэтому на литографиях царит «пиршество цвета», демонстрируя различные сочетания цветов.
– Он говорил, что, когда берётся за новый камень, чувствует, словно это новый стих, который он незримо переносит в краску.
Серия «За зеркалом» – это работы, которые были созданы специально для одноимённого арт-журнала Эме Маэга. Особенностью этого издания для ценителей искусства, критиков и художников, стало то, что в каждом номер «За зеркалом» был вложен оригинал работы известного автора.
Три серии творений отображают ещё и погружение в три культуры – русскую, французскую (где писатель жил с 1922 года до самой смерти) и еврейскую (в Палестине Шагал был в 30-х годах). Их, впрочем, можно интерпретировать по-другому – от библейского этапа жизни человечества, через крепостничество, к разрушительным войнам.
После экскурсии ребята еще раз прошли по залам, полюбовались шедеврами, оставили отзыв в книге Выставочного зала, поблагодарили экскурсовода.
Посетив выставку, мы прикоснулись к тайне творчества Марка Шагала.

Любимова Е.А.