Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Методическая работа в школе


Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Год от года меняется содержание образования, появляются новейшие средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Какие бы новшества не вводились, только на уроке, как много лет назад, так и сейчас встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни говорили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Потому что именно за учителем – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а усложняет его жизнь. Перед учителем – каждый раз новые, меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. 

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Достоинство урока определяется в том числе и качеством подготовки к нему учителя.

Именно проблему эффективности урока и обсудили за круглым столом педагоги нашей школы во время методического семинара, который состоялся 16 марта 2022 года.

Тема семинара звучала так: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика». В программе был открытый урок химии и «круглый стол» с рядом опросов для обсуждения.

Открытый урок химии в 8 классе по теме «Подгруппа углерода» для коллег провела директор школы, учитель с высшей квалификационной категорией, Почётный работник образования - Абрамова Светлана Ивановна. На уроке обобщались и систематизировались знания по теме, шло формирование мышления учащихся через  активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами. создавались предпосылки для развития познавательного интереса школьников. Урок начался с положительного настроя на урок стихотворением-загадкой об углероде. Далее учащиеся сами выстраивали ассоциативный ряд по обобщению необходимых понятий. Работа шла активно, школьники не боялись ошибиться, высказывали свои предположения. На протяжении всего урока каждый ученик был занят: работа по карточкам индивидуально, самопроверка по эталону, взаимопроверка в парах, в группах, работа «ассистентов», оказывающих помощь тем, кто в этом нуждался, опять и опять работа по карточкам, у доски. Читали текст учебника, неоднократно проговаривали, запоминали, рассматривали презентацию и опять проговаривали материал, запоминали. Все в движении,  активном поиске правильного решения, радость победы, ощущение собственной, пусть небольшой, но победы над собственным незнанием. Время пролетело незаметно, подвели итог, прорефлексировали, оценили свои знания и возможности в достижении большего и лучшего результата, все остались довольны: и ученики, и учитель.

После урока педагоги за круглым столом обсудили увиденное, поделились своим опытом по «оживлению» уроков, привлечению школьников к активной работе, разнообразию форм объяснения и обратной связи. Вопросы для обсуждения были предложены следующие:

  • Мотивация и самостоятельность обучающихся – как добиться успеха?
  • Критерии эффективности урока.
  • Пути повышения эффективности урока.
  • «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» (Джон Дьюи)

И все пришли к единому мнению, что настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Насколько глубоко будет продуман каждый этап урока для конкретного класса, конкретной группы учеников, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а также уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. Много интересного почерпнули для себя как опытные, так и начинающие педагоги нашей школы. Важная, своевременная и очень продуктивная встреча коллег состоялась.