Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Готовимся к ВПР вместе


(Советы родителям четвероклассников)

ВПР, или Всероссийские проверочные работы, — это комплексные контрольные работы, которые должны оценить, насколько знания школьников по предметам соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Задания составляет коллектив авторов в Федеральном институте оценки качества образования (ФИОКО) по результатам во ФГОС и примерной основной образовательной программе. Имена экспертов не разглашаются, но известно, что это методисты, составители учебников, учёные-исследователи и руководители органов управления образованием. Тестов в них нет: ученик сам вписывает короткий или расширенный ответ. На каждый предмет отведён свой день. Одна работа занимает 45 минут. 

ВПР на федеральном уровне координирует Рособрнадзор, который назначает региональных администраторов — Министерства и Департаменты образования, а они, в свою очередь, муниципальных. В 4-ом классе школьникам предстоит написать работы по русскому языку, математике и окружающему миру.

Для всех школьников во всех городах задания единые. Это помогает выявить и решить проблемы в школьном образовании на всех уровнях. Всё, что нужно ребёнку, — в назначенный день прийти в школу с хорошим настроением и спокойно написать проверочную работу. Всё, что нужно учителю, — эту работу провести: раздать бланки, заполнить с детьми сведения об участниках ВПР и проследить, чтобы они во время контрольной работы не пользовались учебниками, справочниками, рабочими тетрадями и калькулятором.

А что же нужно родителям?

Прежде всего нужно успокоиться. Ничего такого, с чем действительно не смог бы справиться среднестатистический ученик, в ВПР нет. То есть всё, что нужно сделать, — это узнать о ВПР как можно больше, чтобы понимать, что ждёт всех нас, и спокойно к этому мероприятию подготовиться. В данном случае старинная истина «предупреждён — значит, вооружён» очень актуальна.

Для подготовки к ВПР надо:

  • знать, из каких заданий состоит ВПР;
  • понимать, какие из них чаще всего вызывают трудности у обучающихся;
  • лучше готовиться к заданиям, с которыми возникают трудности.

Такая подготовка поможет снять тревожность у всех — учителей, детей и родителей — и заменить механическое «натаскивание» на осознанную планомерную подготовку. Это не только позволит хорошо написать ВПР, но и поможет повторить и закрепить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях.

Готовимся к ВПР

Рассмотрим на примере предмета «Русский язык».

1. Разбираемся в проблемных заданиях

  • В 4-м классе это задания, связанные с текстом. Первое место в этом списке занимают задания, проверяющие умение выделять и формулировать главную мысль текста. Дети с трудом понимают смысл текста, выделяют его главную мысль, определяют последовательность событий в тексте.
  • Детям сложно составить план текста: чтобы это сделать, надо разделить текст на части, определить и сформулировать основную мысль каждой части, выделить ключевые слова, а затем уже, используя цитаты из текста, подобрав проблемные вопросы или придумав лаконичные и точные заголовки для каждой части, составить и записать план.
  • Со сложностями дети сталкиваются на этапе составления вопросов к тексту. Возможно, это связано с тем, что в школе им приходится чаще отвечать на вопросы, чем задавать их. Но в целом эта проблема тесно связана с двумя предыдущими, ведь, чтобы задать вопрос к тексту, надо хорошо понимать его главную мысль.
  • Трудности у детей вызывают и задания, в которых надо на основе данной информации и собственного жизненного опыта придумать ситуацию, подходящую под пословицу или поговорку в задании (например, «В какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение…»). Дети с трудом сопоставляют пословицу или поговорку с жизненной ситуацией не только потому, что у них нет большого жизненного опыта, — они просто не понимают скрытого смысла самой поговорки или пословицы. А без этого выполнить успешно задание невозможно.
  • Сложно бывает и с заданиями, где надо правильно проставить ударение в словах.

2. Подготовка в школе

Учителя стремятся на уроках русского языка и литературного чтения больше внимания уделять работе с текстом: выделять основную мысль, делить текст на смысловые части, предлагать задания на восстановление последовательности текста. Но, к сожалению, уроков развития речи очень мало. Да и на отдельных уроках речь развить невозможно. Это процесс непрерывный, каждодневный. Поэтому много внимания уделяется фольклору на уроках родного (русского) языка: разъяснению смысла пословиц и поговорок, подбору подходящих пословиц для выражения главной мысли произведения, к образу главных героев, к морали произведения, к конкретным ситуациям. Дело здесь не только в том, что задания с пословицами и поговорками есть в ВПР. Работа с фольклором развивает речь, мышление, пробуждает интерес к родному языку. При анализе литературного произведения учителя говорят о жизни самих школьников, стараются совместно с детьми искать параллели, сопоставлять их жизненные ситуации с ситуациями, описанными в произведениях.

3. Подготовка дома

Разберитесь, что из себя представляют задания ВПР по определённому предмету.

Образцы и описания проверочных работ можно найти на официальном сайте ФИОКОДемоверсии с расшифровкой можно найти на сайте ВПР vpr-ege.ru.

Образовательный портал для подготовки к экзаменам. «Решу ВПР»: математика, русский язык, окружающий мир. Даны тренировочные варианты по данным предметам.

По окончании работы система проверит ваши ответы, покажет правильные решения и

выставит оценку по пятибалльной или стобалльной шкале.

 Информационный портал ВПР – vpr.statgrad.org

Тесты-тренажѐры к ВПР. lecta.rosuchebnik.ru

Советы родителям:

  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Помогите детям распределить время для подготовки по дням.
  • Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища.
  • Найдите различные варианты заданий по предмету и потренируйте ребѐнка.

После написания ВПР, работы проверяются комиссией, состоящей из педагогов школы. Результаты технический специалист вносит в единый реестр и отправляет в ФИОКО. Для того чтобы выставить оценку, можно воспользоваться шкалой перевода баллов ВПР в оценку.

Выставление оценок за ВПР в журнал остаётся на усмотрение школы (это фиксируется в локальном акте образовательного учреждения). Ребёнок вместе с родителями может  ознакомиться с результатами своей работы и получить копию проверенного бланка на руки. Оригиналы будут храниться в школе до конца календарного года.