Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уроки внеклассного чтения как средство формирования читательского опыта


       Внеклассная работа по литературе направлена прежде всего на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по предмету, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению, т.е постепенно у обучающихся происходит формирование читательской культуры.

       Система уроков внеклассного чтения строится мною на основе проблемно-тематического анализа произведений, в основном в форме уроков-бесед, что позволяет учащимся использовать имеющиеся у них умения и навыки: это умение читать художественное произведение, задавать вопросы и отвечать на них, пересказывать текст, формулировать тему, идею произведения, составлять план, давать характеристику героям, сопоставлять произведения разных авторов на одну тему и многое другое.

       При составлении плана урока внеклассного чтения учитываю три показателя:

1)    полезность организованной учителем работы;

2)    посильность предложенной учителем деятельности;

3)    долю участия детей в общем объеме работы на уроке.

Это создает необходимые условия для успешного внеклассного чтения, но сами результаты будут достигнуты лишь в итоге всей работы, начиная со среднего звена и заканчивая старшими классами.

Систему работы на уроках внеклассного чтения можно проследить на анализе одной темы, рассматриваемой с 6-го класса, - «Война и дети». В 6-ом классе анализируем повесть А.Лиханова «Крутые горы», в 7-ом классе – «Чистые камушки», в 8-ом – «Последние холода»  этого же автора, в 9-ом классе – повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Эта тема постоянно вызывает глубокий интерес у учащихся. Последовательное знакомство детей с книгами о Великой Отечественной войне помогает им осознать, что война – не увлекательное и захватывающее приключение, не веселая игра в подвиг. Эти уроки помогают понять, что оптимизм произведений о детях на войне не в облегчении судеб героев, не в описании бескровных побед, а в великом уважении к силе характера ребенка в военных условиях, к его уму, чести и воле.

Уроки внеклассного чтения строятся мною в основном таким образом:

- в средних классах сразу после знакомства с произведением задаю вопросы: ваши впечатления от прочитанного, кто из героев понравился, не понравился, почему, какой эпизод произвел наиболее сильное впечатление итд.

- в старших классах (8-9 классы) вопросы усложняются: какие проблемы автор поднимает в повести, какое решение предлагает, ваше отношение к поднятым проблемам.

Система вопросов строится в основном по содержанию произведения. Вопросы литературоведческого характера задаются учителем либо в конце урока, либо затрагиваются в ходе беседы. Но учитель часто вынужден сам обращать внимание учащихся на особенности стиля автора из-за отсутствия необходимого количества текстов у учеников.

Читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, формирует у школьников систему выбора книг, обеспечивает глубокое и правильное восприятие и оценку прочитанного.

 

                                            Учитель Воробьева В.М.