Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рекомендации школьникам и их родителям по организации летнего чтения


 

Лето – удивительные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать что-то новое. Важно сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучение.

 

Советы родителям.

Не у всех современных детей сразу же складываются хорошие отношения с книгами. Один ребенок обожает листать комиксы и развлекательные журналы, но игнорирует художественную литературу. Другой может часами слушать, как читают родители, но сам читать отказывается. А третий с увлечением принимается то за один рассказ, то за другой, но до конца так ничего и не дочитывает.

Учителя в конце учебного года рекомендуют книги для чтения.

Очень хорошо, если ребенок за лето их прочитает, но выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, как сильно вы в детстве любили книги. Лучше ненавязчиво продемонстрируйте ему свою нынешнюю любовь к чтению и пусть он вас видит каждый день с книгой в руках.

Не нужно устанавливать для ребенка каких-либо «нормативов»: читать пять или десять страниц в день. Прикиньте про себя, какой объем текста он ежедневно должен прочитывать, чтобы успеть охватить за лето весь список литературы, но не говорите ему об этом. Дайте школьнику возможность выбора: «Почитай мне чуть-чуть, сколько захочешь». Возможно, один раз он прочтет две страницы, а в другой - увлечется и не заметит, как осилил целую главу. Если вы видите, что ребенок быстро устает, не настаивайте на продолжении, но договоритесь, что позже он почитает вам еще немного.

Приобщайтесь к литературе вместе. Это не значит, что надо вместо самого ребенка читать ему все книги из летнего списка вслух. Именно вместе. Хотите поочередно, можно договориться, кто какого героя будет озвучивать. Непременно объясняйте незнакомые понятия и слова.Не забывайте и учитесь пользоваться толковым словарем. Ваша задача — не одолеть книгу любой ценой, а прожить произведение, проиграть его. И без помощи взрослого ребенку тут не обойтись. Очень хорошо, если дойдя до финала произведения, вы поговорите о книге.

Что понравилось?,

Что не понравилось?

Какой момент или герой вызвал самые сильные эмоции?

Какой момент показался самым напряжённым?

Как ты думаешь какое продолжение может быть?

Постарайтесь сделать так, чтобы ему было интересно читать и обсуждать то, что он узнал. Поделитесь своими впечатлениями с ним. Пускай ребенок перескажет эту книгу папе, бабушке, брату. А если вы поставите домашний мини-спектакль, это будет просто замечательно.

У ребенка возникли другие литературные предпочтения? Такой книги нет в списке? Ничего страшного. Пускай читает то, что ему нравится.

 

Советы школьникам.

Чтение школьной литературы летом упрощает жизнь. Во время учебы мало времени читать большие произведения, а краткие содержания не передают деталей, который всплывают на контрольных. Как же не опустить руки и безболезненно осилить все произведения из списка.

1.Подготовьте список

Распечатать то, что дали в школе, недостаточно. Добавьте над каждым произведением количество страниц, которые оно занимает. Так вы сразу увидите, на что нужно потратить больше времени. Но не пытайтесь прочесть сначала большие романы, потом — маленькие рассказы, а после — стихотворения. Несколько крупных произведений подряд перегрузят мозг и психику. Лучший вариант — чередовать объемные и не объемные произведения.

2.Составьте план

Изучите свой список и начните с того, что вам приглянулось. Если первая книга все же оказалась скучной, возьмите другую. Так вы точно найдете «свое» произведение. Но не стоит откладывать самое неинтересное на потом, тогда весь список вы точно не осилите. Здесь, как и с объемом — лучше чередовать.

3.Найдите напарника

Обычно желание читать школьную литературу отпадает из-за ее сложности. У некоторых писателей тяжелый слог, некоторые пишут о непонятных вещах, а иногда мы просто не согласны с автором. Чтобы облегчить участь, можно найти партнера — такого же мученика с таким же списком, как у вас. С напарником можно обсудить сюжет, поделиться впечатлениями и, возможно, взглянуть на произведение под другим углом — вдруг он заметит то, чего не увидели вы.

4.Узнайте больше о произведении

Прочтите интересные факты о книге или об авторе, разберитесь, почему было написано произведение. Очень часто в школе нам не рассказывают по-настоящему интересных фактов о литературе и писателях. А ведь у некоторых была очень интересная и веселая жизнь. Иногда даже восприятие произведения меняется, потому что мы начинаем узнавать автора в его произведении. До этого оно жило будто обособленно. Попробуйте посмотреть разборы классической литературы на Youtube.

5.Маленькие лайфхаки

Можно придумать себе награду: после каждой книги устраивайте пикник с друзьями или смотрите сериалы. В общем, делайте то, ради чего стоит терпеть классику.

6. Не обязательно летом читать все произведения из обязательного списка.
Изучите программу по литературе и читайте летом именно те произведения, которые в школьной программе идут осенью-зимой. Остальное можно прочесть в учебные будни или на других каникулах.

 

Какой бы скучной ни была школьная литература, читать ее нужно. А при правильном подходе можно даже получить удовольствие от процесса!