Конспект урока русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа»
Подготовила и провела учитель начальных классов МОУ «ЛСОШ №7» Петрова Ю.А.
Тема: «Основные типы склонения имён существительных. Второе склонение»
Образовательные цели: Закрепление знаний о типах склонения имён существительных. Научить распознавать существительные II склонения, а также изменять существительные II склонения по падежам. Учить правильно записывать безударные падежные окончания II склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями. Совершенствовать умение детей работать со словарями. Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, обратный словарь
Ход урока:
1. Организационный момент
- Настроились на урок. Подтянулись, выпрямились, улыбнулись.
- Мы начинаем урок русского языка, садитесь.
- Девиз дня:«Каждый прожитый день прибавляет частичку знаний» (слайд 3)
- Важно не только прибавить частичку знаний, но и сохранить уже полученные знания.
- Что расскажите о сегодняшнем дне? (5 декабря, четверг, последний месяц года, первый зимний месяц)
- Давайте запишем число, классная работа.
- Открываем тетради, садимся правильно и красиво записываем
2. Чистописание (доска)
- Сегодня мы пропишем заглавную и строчную буквы т и соединение с буквами о, а, в.
Тт то та Тв
топор точный Тверь тащу
- Читаем слова, ставим ударение, определяем орфограмму и часть речи.
- Что знаете про Тверь? (наш областной центр, располагается на великой русской реке Волге)
- На какой вопрос отвечает глагол? (что делаю?)
- Поставьте его в начальную форму (что делать? тащить, что сделать? Стащить)
- Что добавилось? (приставка с
3. Словарная работа (слайды с 4 по 12)
- Как у вас получается сохранить полученные знания, посмотрим, проведя словарную работу. Я предлагаю вам словарные слова, которые мы изучали.
- Я читаю загадку, вы хором договариваете отгадку и мы вставляем пропущенные буквы.
- Кто догадался, на какую тему все слова? (школа)
- Я думаю, что вы запомнили эти слова на тему «Школа» и с удовольствием будете посещать нашу замечательную школу, которой исполнилось 110 лет!
4. Целепологание
- Вспомните, о чём мы говорили вчера на уроке? Что нового вы узнали? (учились склонять существительные I – го склонения и узнали, что если безударное окончание и мы затрудняемся его написать, то опираемся на вспомогательное слово с ударным окончанием)
- Откройте содержание и определите тему сегодняшнего урока. (Существительные второго склонения)
- Какая страница? (с 122)
- Откройте в учебнике эту страницу.
- Это открытие нового знания или нет? (нет)
- Поставьте цель урока. ( Продолжить знакомство со склонениями имён существительных,. Более подробно познакомиться со вторым склонением имён существительных, научиться правильно записывать окончания)
5. Актуализация знаний
- Что такое склонение имён существительных? (изменение по падежам)
- Сколько склонений у им. сущ.? (3 скл.)
- Какие существительные относятся к первому склонению? (женского и мужского рода с окончаниями –а,-я.)
- Какие относятся ко второму склонению? (среднего рода с окончаниями –о, -е. и мужского с нулевым окончанием)
- Что скажете про третье склонение имён существительных (слова женского рода с нулевым окончанием)
- Слайд 13.
- Посмотрите на эти группы.
- Какое задание нам предстоит выполнить? (привести примеры к каждой группе)
1) Работа в группах
- Сели в группы, первая группа-1-й ряд приводит примеры слов первого склонения, вторая группа 2-й ряд приводит примеры слов второго склонения и третья группа 3-й ряд приводит примеры слов 3-го склонения. Запишите их на листы.
- Группы показывают свою готовность.
- Зачитываем примеры.
- Как определить склонение имён существительных? (поставить существительное в начальную форму, определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение)
- Посмотрите на алгоритм, пользуясь которым, вам будет понятно, как определить склонение им. сущ. (14 слайд)
2) Игра «Найди лишнее слово в каждой строчке» (15 слайд)
6. Работа над темой урока
Определение существительных второго склонения.
- Сейчас мы будем определять существительные 2-го склонения по картинке (слайд 16)
- Посмотрите внимательно на картинку и назовите имена существительные второго
склонения (дятел, снегирь, снеговик, ведро, шарф, нос, ствол, снег, клюв)
- Проверяем (презентация)
7. Физкультминутка (слайды 17,18)
- Мы с вами при помощи этой картинки вспомнили о зиме. Вчера шёл снег, выросли сугробы … Вот наша физкультминутка для глаз поможет вам отдохнуть и вспомнить это прекрасное время года!
8. Работа по учебнику.
- Отдохнули и за работу!
- По какой странице учебника мы работаем сегодня? (с. 122)
- Читаем задание
- Что будем делать? (склонять, т.е. изменять по падежам слова хлеб и село и выделять окончания)
- Работаем самостоятельно
- Выполните взаимопроверку в парах
Учитель задает вопросы по учебнику с. 123
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Эти существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.П.), значит эти существительные склоняются одинаково, т.е. относятся к одному склонению. – В каком слове окончание ударное, а в каком безударное? – Что мы должны помнить? (пишутся одинаково) Какое слово можно и использовать как вспомогательное? (село) Чтение правила на с. 124
10. Работа со словарём
- Посмотрите на условные обозначения в № 115
- Что они нам подсказывают? (работа с обратным словарём и работа в парах)
- Какую страницу откроем? (168. слова на –ей)
- К какой части речи они относятся? (им. сущ.)
- Одушевлённые они или нет? (3 – одушевл., 2 – неодушевл.)
- Какого они рода? (мужского)
- К какому склонению относятся? (2-е склон.)
- Сейчас работаете в паре: Один – склоняет 1-е слово, другой – последнее ( один работает у доски и склоняет слово муравей)
- Кто заметил, какая орфограмма появилась при изменении слова по падежам? (разделительный ь)
- Проверьте, правильно ли вы написали слова с этой орфограммой?
- Если слова хлеб и село заканчивались на твёрдую основу, то слова воробей, муравей, ручей заканчиваются на …. (мягкую основу) и у них совпадают наборы падежных окончаний, значит они тоже относятся ко 2-му склонению.
11. Подводим итог:
- Расскажите, какие существительные относятся ко 2-му склонению?
- Что скажем про написание окончаний? (одинаково пишутся ударные и безударные)
- Ребята, дома обязательно расскажите родителям что нового вы узнали сегодня на уроке. - Как вы думаете, они помнят склонение? Поинтересуйтесь, а если забыли, то обязательно напомните!
12. Рефлексия (Слайд 19)
- Оцените свою работу и работу ребят на уроке
1. Мне понравилось …
2. Мне удалось …
3. Я порадовался за …
4. Мне надо ещё поработать над…
13. Выставление оценок
- Мне понравилась работа на уроке …..
14. Домашнее задание
Тетр. на печат основе № 84,85 с. 77 указать склонение и падеж, вставить и выделить окончания.