Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа»


Подготовила и провела учитель начальных классов МОУ «ЛСОШ №7» Петрова Ю.А.

Тема: «Основные типы склонения имён существительных. Второе склонение»

Образовательные цели: Закрепление знаний о типах склонения имён существительных. Научить распознавать существительные II склонения, а также изменять существительные II склонения по падежам. Учить правильно записывать безударные падежные окончания II склонения, опираясь на вспомогательные слова  с ударными падежными окончаниями. Совершенствовать умение детей работать со словарями. Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.

Формировать  УУД:                                                                                               

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, обратный словарь

                                                              Ход урока:

1.       Организационный момент

- Настроились на урок. Подтянулись, выпрямились, улыбнулись.

- Мы начинаем урок русского языка, садитесь.

              - Девиз дня:«Каждый прожитый день прибавляет частичку знаний» (слайд 3)

               - Важно не только прибавить  частичку знаний, но и сохранить уже полученные знания.

- Что расскажите о сегодняшнем дне? (5 декабря, четверг, последний месяц года, первый зимний месяц)

- Давайте запишем число, классная работа.

- Открываем тетради, садимся правильно и красиво записываем

2.       Чистописание (доска)

- Сегодня мы пропишем заглавную и строчную буквы т и соединение с буквами о, а, в.

Тт  то та Тв

топор точный Тверь тащу

- Читаем слова, ставим ударение, определяем орфограмму и часть речи.

- Что знаете про Тверь? (наш областной центр, располагается на великой русской реке Волге)

- На какой вопрос отвечает глагол? (что делаю?)

- Поставьте его в начальную форму (что делать? тащить, что сделать? Стащить)

- Что добавилось? (приставка с

3.       Словарная работа (слайды с 4 по 12)

- Как у вас получается сохранить полученные знания, посмотрим, проведя словарную работу. Я предлагаю вам словарные слова, которые мы изучали.

- Я читаю загадку, вы хором договариваете отгадку и мы вставляем пропущенные буквы.

- Кто догадался, на какую тему все слова? (школа)

- Я думаю, что вы запомнили эти слова на тему «Школа» и с удовольствием будете посещать нашу замечательную школу, которой исполнилось 110 лет!

4.       Целепологание

- Вспомните, о чём мы говорили вчера на уроке? Что нового вы узнали? (учились склонять существительные I – го склонения и узнали, что если безударное окончание и мы затрудняемся его написать, то опираемся на вспомогательное слово с ударным окончанием)

- Откройте содержание и определите тему сегодняшнего урока. (Существительные второго склонения)

- Какая страница? (с 122)

- Откройте в учебнике эту страницу.

- Это открытие нового знания или нет? (нет)

- Поставьте цель урока. ( Продолжить знакомство со склонениями имён существительных,. Более подробно познакомиться со вторым склонением имён существительных, научиться правильно записывать окончания)

5.       Актуализация знаний

- Что такое склонение имён существительных? (изменение по падежам)

- Сколько склонений у им. сущ.? (3 скл.)

- Какие существительные относятся к первому склонению?  (женского и мужского рода с окончаниями –а,-я.)

- Какие относятся ко второму склонению? (среднего рода с окончаниями –о, -е. и мужского с нулевым окончанием)

- Что скажете про третье склонение имён существительных (слова женского рода с нулевым окончанием)

- Слайд 13.

- Посмотрите на эти группы.

- Какое задание нам предстоит выполнить? (привести примеры к каждой группе)

1)      Работа в группах

- Сели в группы, первая группа-1-й ряд приводит примеры слов первого склонения, вторая группа 2-й ряд приводит примеры слов второго склонения и третья группа 3-й ряд приводит примеры слов 3-го склонения. Запишите их на листы.

- Группы показывают свою готовность.

- Зачитываем примеры.

- Как определить склонение имён существительных? (поставить существительное в начальную форму, определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение)

- Посмотрите на алгоритм, пользуясь которым, вам будет понятно, как определить склонение им. сущ. (14 слайд)

2)      Игра «Найди лишнее слово в каждой строчке» (15 слайд)

6.       Работа над темой урока

                  Определение существительных второго склонения.

                 - Сейчас мы будем определять существительные 2-го склонения по картинке (слайд 16)

                 - Посмотрите внимательно на картинку и назовите имена существительные второго  

склонения  (дятел, снегирь, снеговик, ведро, шарф, нос, ствол, снег, клюв)

                 - Проверяем (презентация)

7.       Физкультминутка (слайды 17,18)

- Мы с вами при помощи этой картинки вспомнили о зиме. Вчера шёл снег, выросли сугробы … Вот наша физкультминутка для глаз поможет вам отдохнуть и вспомнить это прекрасное время года!

8.       Работа по учебнику.

- Отдохнули и за работу!

- По какой странице учебника мы работаем сегодня? (с. 122)

- Читаем задание

- Что будем делать? (склонять, т.е. изменять по падежам слова хлеб и село и выделять окончания)

- Работаем самостоятельно

- Выполните взаимопроверку в парах

Учитель задает вопросы по учебнику с. 123

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Эти существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.П.), значит эти существительные склоняются одинаково, т.е. относятся к одному склонению.  – В каком слове окончание ударное, а в каком безударное? – Что мы должны помнить? (пишутся одинаково) Какое слово можно и использовать как вспомогательное? (село) Чтение правила на с. 124

10.    Работа со словарём

- Посмотрите на условные обозначения в № 115

- Что они нам подсказывают? (работа с обратным словарём и работа в парах)

- Какую страницу откроем? (168. слова на –ей)

- К какой части речи они относятся? (им. сущ.)

- Одушевлённые они или нет? (3 – одушевл., 2 – неодушевл.)

- Какого они рода? (мужского)

- К какому склонению относятся? (2-е склон.)

- Сейчас работаете в паре: Один – склоняет  1-е слово, другой – последнее ( один работает у доски и склоняет слово муравей)

- Кто заметил, какая орфограмма появилась при изменении слова по падежам?                      (разделительный ь)

- Проверьте, правильно ли вы написали слова с этой орфограммой?

- Если слова хлеб и село заканчивались на твёрдую основу, то слова воробей, муравей, ручей заканчиваются на …. (мягкую основу) и у них совпадают наборы падежных окончаний, значит они тоже относятся ко 2-му склонению.

11.   Подводим итог:

 - Расскажите, какие существительные относятся ко 2-му склонению?

- Что скажем про написание окончаний?  (одинаково пишутся ударные и безударные)

- Ребята, дома обязательно расскажите родителям что нового вы узнали сегодня на уроке. - Как вы думаете, они помнят склонение? Поинтересуйтесь, а если забыли, то обязательно напомните!

12.   Рефлексия      (Слайд 19) 

   - Оцените свою работу и работу ребят на уроке

                1.  Мне понравилось …

                2. Мне удалось …

                3. Я порадовался за …

                4. Мне надо ещё поработать над…

13.   Выставление оценок

               -  Мне понравилась работа на уроке …..

14.   Домашнее задание

Тетр. на печат основе № 84,85 с. 77 указать склонение и падеж, вставить и выделить окончания.