Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных 1, 2 и 3-го склонения
III класс
Цели: совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе; развивать орфографическую зоркость; применять знания на практике; самостоятельно и в группе выполнять различные задания; формировать навыки коммуникации.
Оборудование: конверты с заданиями(для каждой группы); макет «Ромашка» на доске; презентация к уроку; компьютер; учебник «Русский язык»
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинаю я урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
-Какова цель уроков русского языка?
2.Постановка задач урока.
- Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.
Слайд «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе»
- Это не первый урок на эту тему. Попробуйте определить учебные задачи урока. Проверьте себя по слайду.
Слайд.
Задачи: повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме; закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.
3. Разминка.
- Вспомним опорные знания по этой теме. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кто вызван к доске, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.
Вопросы:
Что, называется именем существительным?
Как изменяется имя существительно?
Что значит просклонять имя существительное?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?
Как проверить безударное окончание имен существительных?
4. Повторение алгоритма.
- Повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных.
Обобщение после ответов учащихся.
Слайд «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных».
Содержание слайда
По опорным словам
1-е склонение-весна, земля
2-е склонение-сон, колесо
3-е склонение-рожь
По таблице окончаний
Падеж |
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
Р. |
-Ы, -И |
-А, -Я |
-И |
Д. |
-Е |
-У, -Ю |
-И |
П. |
-Е |
-Е |
-И |
5. Работа в группах
1) –Мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать вы будете в группах. Вспомните, какие правила во время работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях.
Задания
1-я группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.
к(речка), на(верхушка), с(обложка), без(радость), в(тетрадь), о(бабушка), в(деревня)
2-я группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонения и падеж существительных.
играл на дудочк.., подошел к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шел рощ..й, прелестное дитя
3-я группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставте окончания, укажите падеж.
на ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черемух.., на западе пустын…
2) Проверка (с помощью слайдов).
6. Продолжение работы в группах.
1) На слайде дано предложение:
На верхушк.. старой сосн.. дятел долбит клюв.. шишк…
1-я группа. Спишите, вставьте окончания, объясните их.
2-я группа. Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены предложения.
3-я группа. Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
2) Проверка с помощью слайдов.
3) Подведение итогов: ответ на вопрос «Какие падежные окончания пишутся у существительных 1, 2, 3-го склонения?».
7. Самоконтроль - выполнение заданий теста.
1) Проверим себя, насколько вы готовы к контрольному диктанту. Для этого выполним тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Каждый будет работать индивидуально. Ваша задача-найти правильные ответы и поставить около нах знак «+».
Тест.
1. Найти словосочетание с ошибкой.
- oмечтать о собаке
- oехать на машине
- o найти в коробки
- o слова из песни
2. Найти словосочетание с пропущенной буквой о.
- oпшениц..й
- oзайц..м
- oкуриц..й
- oнож..м
3. Найдите слово с пропущенной буквой и.
- oгусен..ца
- oбрат..ц
- oпал..ц
- oстар..ц
4.Найдите слово с раздельным написанием
- o на(певать)
- oу(летать)
- o(на)берегу
- o не(жный)
5. Найдите слово, где в приставке пишется буква о.
- oн..летать
- oп..бежать
- oз..крыть
- oн..дрезать
2) Проверка по слайду.
- Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, определите причину своих ошибок и оцените свою работу по следующим критериям: 0 ошибок-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3, больше 2 ошибок-2.
8. Итог урока.
- Вспомните, какие задачи ставились на уроке. (Слайд с задачами урока.)
Достиг ли наш урок желаемых результатов?
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого выполнить карточку, лежащую в конверте №3.
Отчет учен__
_____________________ (фамилия, имя)
о работе на уроке русского языка
__________ (дата)
Я работал(а) с _____________ настроением.
Я __ доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда (в чем) ____________.
Я работал (нужное подчеркнуть): активно и не допускал ошибок,
не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.
Несколько человек читают свои ответы, учитель оценивает работу класса и отдельно учащихся.
- Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (этим ученикам можно ставить 5.)
Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает 4, а те, кто работал мало и допускал много ошибок,-3.
10. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имен существительных.
Презентация по уроку русского языка