Приёмы повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка
Любое обучение невозможно без учета индивидуальных особенностей ученика. В процессе обучения учитель узнает ученика с разных сторон: он за ним наблюдает, анализирует его работу, поведение. Говоря об ученике, мы можем сказать о его обучаемости, умственном развитии, особенностях его характера, темперамента, даже можем владеть информацией о принципах воспитания в его семье. Также, для того чтобы узнать особенности ученика, мы используем специальные диагностики, такие как предметные тесты, мониторинги, психологические тестирования. В любом случае в процессе работы складывается целостная картина учащегося, и учитель обеспечивает все необходимые условия для успешного обучения. Наверняка в любом классе есть ученик, который выполняет задания быстрее всех, для него должны быть наготове дополнительные задания, задания со звёздочкой, можно привлекать такого ученика побыть в роли учителя, помочь справиться с заданием более слабым ребятам. Если мы видим, что работоспособность ученика непосредственно зависит от посадки в классе, то мы принимаем решение его пересадить. С опытом учитель «сканирует» своих подопечных уже на интуитивном уровне.
Как и любой учитель, я хочу, чтобы ребята были успешны в освоении моего предмета, чтобы им было интересно на моих уроках, и они с удовольствием изучали английский язык. В организации своей работы я опираюсь на следующие принципы личностно-ориентированного обучения:
1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
Например, в начальной школе у ребят вызывают особый интерес задания раздела «Portfolio», в которых нужно по образцу рассказать и написать о своем доме, семье, увлечениях, любимой еде и т.д. Учащиеся с удовольствием дополняют информацию красочными рисунками, приносят фотографии, так у них получается целый мини-проект.
Детям интересно то, с чем они уже непосредственно знакомы, что связано с реальной жизнью, те темы, где они могут показать свои знания и умения. Например, в 6 классе всегда интересна тема «Road safety» / «Безопасность на дорогах». При изучении этой темы учащиеся оживляются, активно работают на уроке, вспоминают правила безопасного движения, рассказывают свои интересные случаи, которые мы вместе переводим на английский язык.
При работе с диалогами в старших классах ребята проявляют свои таланты. При чтении по ролям стараются не только правильно прочитать, но и максимально точно скопировать манеру/интонацию говорящего, используют все свои актерские способности, что, несомненно, оживляет урок и повышает мотивацию к обучению.
При работе с лексикой я не только веду фронтальную работу с классом, но и даю возможность ребятам спрашивать друг друга, они сами выбирают слово для перевода и человека, кто будет переводить. Ответственно и с интересом ребята готовят друг для друга проверочные работы: аккуратно и разборчивым почерком пишут список слов для перевода, на своей работе по желанию они могут отметить, кому бы они хотели адресовать работу. Ребятам нравится проявлять самостоятельность и делать свой собственный выбор.
При оценке усвоения учебного материала используется дифференцированный подход: тест по модулю оценивается в 100 баллов, при этом оценка ставится не за количество допущенных ошибок, а за процент выполнения задания. Таким образом, слабый ученик может набрать баллы для оценки «удовлетворительно», а более сильный ученик решить наиболее сложные задания и получить максимум баллов и оценку «отлично».