Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку:

коммуникативное обучение и метод обучения в сотрудничестве


  Коммуникативное обучение (автор Е.И Пассов) иностранному языку (ИЯ)  представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, т. е. общения. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, т. е. общению на ИЯ, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и примеры.

Чтобы научиться общению на ИЯ, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении ИЯ посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучающиеся должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене информацией с электронных носителей, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность, по И.Л. Биму, не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур – через личное общение и через чтение. Этот подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и задания для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

 Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый ИЯ для целей эффективного общения.

Коммуникативный метод (Communicative Approach) развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: учащийся  сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель - научить  учащегося говорить на ИЯ не только свободно, но и правильно.

Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой ученику  лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий. Могут использоваться также ИКТ, ТВ-программы, газеты, журналы и т.д. Все это способствует пробуждению у учащихся интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.

Отличие «коммуникатива» в том, что вместо специально подгоняемых под активную лексику и изучаемую грамматику учебных текстов и диалогов в нем в качестве основного приема используется имитация ситуаций из реальной жизни, которые обыгрываются в классе так, чтобы вызвать у учеников максимальную мотивацию к говорению.

Личностно-ориентированный подход ставит личность ученика в центр процесса обучения (И.С. Якиманская), учитываются так же и его способности, склонности, возможности.

На среднем этапе обучения усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, увеличивается необходимость использования проектной методики и современных технологий обучения ИЯ, в том числе и информационных. Это дает возможность школьникам расширить связи ИЯ с другими предметами, способствует иноязычному общению с учениками из других школ, классов, стран (посредством Интернета).

Характерной чертой большинства форм личностно-ориентированного общения является ориентированность субъекта общения на то, чтобы тут же получить ответ от собеседника, воспринять его реакцию и в соответствии с этим решить, в каком направлении действовать дальше. В этом случае важным становится превращение процесса овладения языком в процесс личностный. Передача личностно-значимой информации будет стимулировать дополнительно новые высказывания учащихся, что объясняется неоднозначностью восприятия такой информации. При таком подходе главная задача методики состоит в повышении интеллектуально-мыслительной активности обучаемых.

Таким образом, разноуровневое обучение является немаловажной составной частью учебного процесса, так как основными задачами дифференцированного подхода в обучении ИЯ являются  удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.Например, ученикам дается задание подготовить монологическое высказывание по теме: «Sport in our life».

Для «сильных» учеников предлагается простой план для высказывания:

  • The importance of sport
  • The advantages and disadvantages of sport
  • Different kinds of sport
  • Your favourite sport
  • Different sport competitions
  • The Olympics

«Средним» ученикам предполагается этот же план, но уже с вопросами, необходимыми для раскрытия каждого пункта:

  • The importance of sport (Why is sport so important in our life? Do all people need exercise? How does exercise change you?)
  • The advantages and disadvantages of sport (Is sport dangerous? What risky activities does sport include? Is sport useful for our health?)
  • Different kinds of sport (What kind of sport do you know?)
  • Your favourite sport (What is your favourite sport? When did it appeare? Why do you prefer it?
  • Different sport competitions (What sport competitions do you know? What is the most important competition in the world?)
  • The Olympics (What are the Olympics? What sports do the Olympics include?

  «Слабым» ученикам предлагается подробный план с вопросами, а также опорами для ответа:

  • The importance of sport. Why is sport so important in our life? (to support health, immunity, activity). Do all people need exercise? (All/some people). How does sport change you? (flexibility, energy, to suffer from tiredness)
  • The  advantages and disadvantages of sport. Is sport dangerous? (to be dangerous, injury). Can sports weaken the immune system? (In my opinion...can/can't)
  • Different kinds of sport. What kinds of sport do you know? (running, jumping, swimming, fensing)
  • Your favourite sport. What is your favourite sport? (to be fond of.../I like/I'm keen on...). What equipment is necessary for it? (a ball, f sword)
  • Different sport competitions. What sport competitions do you know? (the FA, the Olympics)
  • The Olympics. What are the Olympics? (to be an international sport games) What does the Olympics include? (swimming, shooting, jogging, potholing, figure skating)    

 «Слабым» ученикам особенно рекомендуется использовать различные тексты, диалоги, с которыми происходила работа на уроке.

Метод обучения в сотрудничестве.

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

 Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, также данный метод содержит состязательный компонент.   Поэтому этот метод дает устойчивую мотивацию при изучении ИЯ.

Основные формы метода обучения в сотрудничестве:

  • Student Team Learning (STL, обучение в команде)
  • Jigsaw (пила)
  • Learning Together (учимся вместе)

Обучение в команде

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый, участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Пила (Jigsaw)

Другой подход в организации Cooperative Learning был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила".

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема "Биография выдающегося английского писателя или деятеля" может быть разбита на:

  • ранние годы жизни
  • первые достижения
  • средние и поздние годы жизни
  • влияние на историю

Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и т.о. узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 г. R. Slavin разработал модификацию этого метода - "Пила -2"(Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный срез, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

Учимся вместе (Learning Together)

Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson) [23]. Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.