Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

6 действенных способов, чтобы свести к минимуму ежедневное напряжение вашего ребенка, а также помочь ему добиваться лучших результатов


 

Вы можете чувствовать себя напряженно, когда делаете презентацию перед потенциальным клиентом, участвуете в важных переговорах или вам нужно принять решение, которое может кардинально изменить политику компании. Но по сравнению с напряжением, которое испытывает старшеклассник, пытаясь удовлетворить родительские ожидания, получить хороший балл по ЕГЭ/ОГЭ, поступить в хороший ВУЗ, участвовать во внеклассных мероприятий, побеждать в спорте, сдать экзамен в музыкальной школе, ваше напряжение - это цветочки.

Если вы родитель, который следует рекомендациям, как помочь детям преуспеть, то вы, наверное, потратили много времени на то, чтобы помочь своим сыновьям и дочерям развить свой эмоциональный интеллект и, в последние год-два, развиваете их жизненную стойкость.

Теперь обратите внимание на то, что говорит Кристофер Турбер, кандидат психологических наук, главный психолог и инструктор Phillips Exeter Academy: «Для школьников особенно важно уметь превращать нездоровые академические тревоги в четкое, ясное сознание и крепкую мотивацию. Школьники должны научиться управлять напряжением.» Учитывая, что сейчас наши старшеклассники находятся под большим давлением, чем когда-либо прежде, это очень хороший совет.

Оцените, как справляются с напряжением ваши дети старшеклассники или студенты. Они могут быть чуткими, сочувствующими и настойчивыми, но умеют ли они активизировать свои таланты по своему желанию? Спокойно ли они могут сдать тест? Могут ли они легко уснуть ночью перед экзаменом?

Правда в том, что ни один студент - даже тот, который учится в топ-10 ВУЗов России - не работает лучше под напряжением. (И вы тоже нет!)

Сотни исследований, проведенных по всему миру, показывают, как напряжение подавляет механизмы повышающие когнитивные возможности школьников (внимание, память, рассудительность, принятие решений), подрывает психомоторные навыки (будь то на баскетбольной площадке или сцене), заставляет умных детей жульничать, добавляет им конфликтности в отношениях и подрывает их уверенность, оптимизм, упорство и энтузиазм (факторы, которые подпитывают успех).

Для многих напряжение от того, что нужно показать максимум именно в один определенный момент - будь то во время тестирования, прослушивания, спортивного конкурса, выступления перед классом или собеседования — перерастает в ежедневное чувство напряжения, заставляя школьника думать, что он или она всегда должен показывать свой максимум или же можно отстать от остальных, а это в голове ребёнка ассоциируется с самыми ужасными последствиями.

Современные психологи утверждают: «Дети думают, что они должны быть лучшими во всем, что они делают, чтобы поступить в хороший ВУЗ: они должны быть медалистами, получить хорошие баллы по ЕГЭ, участвовать в олимпиадах, быть лучшими на подготовительных курса. И вся их жизнь очень открыта. Их каждый шаг оказывается моментально в социальных медиа. Если они не поступят в престижный ВУЗ, то об этом сразу все узнают. Дома, многие дети чувствуют давление, пытаясь оправдать ожидания своих родителей о своих достижениях в школе. Слишком много напряжения для школьника - многие не справляются.»

Что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму ежедневное напряжение вашего ребенка, а также помочь им добиваться лучших результатов? Наиболее эффективным способом является как можно чаще повторять следующие способы борьбы с напряжением и надеяться, что они в итоге станут подсознательными для ваших детей (я предлагаю вам их также практиковать):

1. Научите детей отличать важное от второстепенного. Если они не будут видеть различия, то они, скорее всего, будут относиться к любой стрессовой ситуации с позиции «сделать или умереть», что приведет к тому, что они будут на чеку каждую секунду каждого дня. Поощряйте их, чтобы они не парились по мелочам, как бы странно это не звучало.

2. Помогите им получать удовольствие от испытаний. Самая большая разница между школьниками, которые в момент напряжения активизируются и показывают хорошие результаты и теми, кто теряется и проваливается, заключается в том, как они оценивают ситуацию. Школьник, которая считает, что ЕГЭ, собеседование или прослушивание - это шанс попасть в выбранный им ВУЗ, не сдается и показывает свой максимум, такой школьник будет испытывать гораздо меньше давления, чем тот, который оценивает ЕГЭ или предстоящее прослушивание как угрозу его успеху, как то, от чего зависит их жизнь. Постоянно говоря детям, что напряженная ситуация - это в первую очередь возможность или даже веселый вызов, Вы поможете им проявить их потенциал.

3. Уменьшайте важность. Хотя это и кажется нелогичным, сказать своим детям, что ЕГЭ «не так уж и важен» или «это просто еще один тест», но это гораздо лучше, чем сказать им, что это самый важный тест, который они когда-либо будут сдавать. Чем важнее они воспринимают тест или ситуацию, тем большее напряжение они испытывают и тем больше шансов что они справятся хуже, чем могли бы. Неслучайно победившие спортсмены воспринимают самую главную игру года как просто очередную игру.

4. Укрепляйте их самооценку. Для слишком большого количества подростков их самооценка связана с их школьной успеваемостью. Убедитесь, что ваши дети знают, что независимо от того, приносят ли они домой пятерки или тройки, что вы их любите и они хорошие дети. Эти слова укрепляют их самооценку и помогают им легче оправиться от неудачи.

5. Второй шанс. Независимо от ситуации помогите им оставаться расслабленным, напоминая, что обязательно появятся другие возможности, в противном случае они склонны думать с позиции «сделать или умереть» и, следовательно, испытывают больше напряжения и справляются с задачей хуже, чем могли бы.

6. Научите ваших детей сосредоточиваться на том, чтобы сделать все лично от них возможное. Ваши дети не могут контролировать то, как справляются их конкуренты, поэтому напоминайте им сосредоточиться на том, чтобы сделать все возможное независимо ни от чего, это минимизирует конкурентное давление и уменьшит беспокойство о вещах, которые они не могут контролировать.